Научно-фантастический рассказ

В помещении приёмной станции пронзительно взвизгнула струна, засиял свет, пахнуло свежестью, и в центре комнаты материализовался КЕША – Кибернетический Экспериментальный Широкопрофильный Андроид – супермодель. Но он не нуждался во всех своих громких званиях и титулах, ему больше нравилось короткое имя Кеша с одной заглавной буквой.
Сознание андроида, вполне восстановившееся после мгновенного перехода из центра на периферию Вселенной, отметило готовность к проверке. Скоро, очень скоро … Лицо Кеши излучало спокойствие и дружелюбие.
Искусственный интеллект нельзя было привести в нестабильное состояние, повысив содержание катехоламинов и стресс-гормонов в кровеносной системе, не говоря уже об антигенах в иммунной, тем не менее, он слегка подправил свои физиологические параметры.
Да, к проверке Кеша был готов! Сколько он себя помнил – всегда готовился! Ведь от результатов теста зависело не только будущее роботов самых разных уровней, включая его самого, но и будущее всей цивилизации.
Пожалуй, пора было появиться в обществе коллег, тем более, таком милом и приятном, как здесь. Заочно Кеша был знаком со всеми. Ещё в Центре он внимательно изучал их личные дела и выбирал самых талантливых, самых неравнодушных. А теперь ему предстояло познакомиться со всеми лично.
Вначале Кеша собирался скромно добраться со станции до лаборатории по старинке, на транспортных средствах, но затем передумал. Раз уж он – Супермодель, то нечего скромничать, надо использовать все заложенные в Системе возможности.
Вечеринка в саду была в разгаре. Расположившись на большой лужайке перед двухэтажным домом, гости отдавали должное изыскам хозяйской гастрономии и кулинарии, коллекционным напитками из запасов хозяина, пению птиц в ветвях цветущих деревьев сада. Кто-то наигрывал на струнных и клавишных инструментах, кто-то пел, кто-то декламировал, и каждый присутствующий откровенно наслаждался таким приятным обществом.
Неожиданно пространство в центре лужайки засветилось всеми цветами радуги нуль-транспортировки, и просвещённому взгляду хозяев и гостей явился КЕША собственной персоной. Как всегда – эталон существующих знаний и постижения новых, но при этом – образец скромности и доброжелательности.
Надо сказать, что и собравшиеся на лужайке перед домом, отличались высокими IQ, а также показателями нравственного и физического здоровья. Но ультрасовременные и ещё малоизвестные эффекты новых технологий были приняты ими с восторгом и одобрением. Большинство присутствующих получило сигнал о прибытии Кеши на станцию, и было готово к его появлению в саду, пусть и не столь внезапному и экстравагантному.
– Добро пожаловать, Супер! – приветствовал гостя хозяин дома, специалист по межгалактической логике и творческому мышлению. – Думаю, что ваше феерическое появление демонстрирует высочайший уровень современных технологий и, как следствие – скромность демонстратора.
– Вы правы, Советник, ведь скромность – понятие субъективное, зависящее от развития общества в данный момент времени, в то время как уровень технического развития объективно отражает длительный процесс. Кстати, отбросим церемонии и звания – зовите меня просто Кеша.
– Присоединяйтесь к отдыхающим, Кеша! – приветствовала гостя радушная хозяйка, известный интервидовой психолог. – Скажу вам честно, мы с подругами – без ума от новых технологий, но не каждый робот в нашем доме так считает. Некоторые киберы полагают, что развитие технологий усугубит различия между старыми и новыми моделями и приведёт к социальным противоречиям между классами андроидов.
– Я вполне понимаю их опасения. Ответ прост – каждый робот будет со временем усовершенствован и переведён в более высокий класс. Никаких противоречий не возникнет!
– Браво! Я так и знала, что вы сумеете разобраться в каждом вопросе! – расплылась в комплиментах хозяйка. – Чем мы можем скрасить ваше пребывание в наших краях?
– О, не стоит беспокоиться. То, что мне понадобится, я попрошу сам, послав тем, у кого имеется новая система, телепатический сигнал, а остальным – обычное электронное сообщение.
– А мы сочиняем песню про собачку, – похвастал поэт с гитарой в руке.
– Вот про эту? – Кеша указал на весёлую таксу, звонкими синкопами тявкающую на поэта. – Похоже, что она хочет подпевать, возможно, даже демонстрирует музыкальный нюх!
– Думаете, у неё дефект в слуховой или обонятельной областях?
– Думаю, у неё тонкий вкус и хороший дрессировщик!
Все засмеялись. Этот Кеша – непростой орешек! Раскусить такой будет непросто, если, вообще, возможно. В конце концов, их общая задача, всесторонне протестировать его и сообщить в сектор А обо всех обнаруженных несоответствиях.
– Мне бы хотелось поговорить о проблемах когнитивистики и нейроэтики. Порой мне кажется, что эта область отстаёт в развитии, по сравнению с техническими достижениями робототехники, – закинул первую удочку хозяин дома.
– С удовольствием, – поддержал его Кеша. – Это наша первостепенная задача. Вы намекали на проблему «вагонетки»?
– Да, и в частности, на «проблему толстяка».
– О чём они говорят? – тихонько спросила у хозяйки её подруга, специалист по питанию. – Не пора ли нам вмешаться?
– Что, ты, что ты! Я потом тебе объясню, ну, когда сама разберусь.
– Дорогие друзья, я полагаю, некоторых смутили специальные термины, я сейчас поясню их для всех. Это морально-этическая проблема: пустить вагонетку без тормозов по пути, где погибнут пятеро или по пути, где погибнет один, особенно, если этот один – «толстяк», которого нужно столкнуть под колёса, чтобы остановить смертельный ход вагонетки.
Такса слегка заскулила и поджала хвост.
В ту же секунду, интерфейсы андроидов на лужайке отреферировали своим хозяевам статьи и ссылки по данной теме.
– На поставленный вопрос существует несколько ответов. Нельзя назвать верным лишь один из них. Ясно, что никто не стал бы толкать своими руками толстяка под колёса вагонетки. Но нажать на кнопку и переключить ход вагонетки с пяти жертв на одну – сделали бы многие. А наиболее моральные просто ждали бы, чем закончатся события, не принимая в них участия.
– Ну, а Вы, Супер? Какое бы Вы приняли решение? – настаивал хозяин.
– Боюсь, что мой ответ окажется неясным, потому что он основан не на судьбах всех участниках, но на судьбах всего мира. Отсюда, моё решение неоспоримо, даже если и неочевидно. Обдумайте мой ответ. Вы всегда можете усомниться в его верности, до того, как одобрите моё верховенство, но не после этого.
На лужайке стало как-то тише. Только птицы продолжали выводить свои трели, и отдельные аккорды гитары Поэта доносились из-за кустов.
– Я думаю, всё решает Доброта! – сказал хозяин.
– Но многие полагают, что Справедливость, – заметил Кеша в ответ. – Вы ведь заведомо предполагали, что справедливость была уже соблюдена, не так ли?
– Да, пожалуй, Вы правы. Я так глубоко не задумывался, а Вы, Кеша, молодец, это – точно!
– А что скажет наша дорогая хозяйка?
– Я могу лишь добавить вопрос из своей области: интервидовой психологии. Пока она ещё в стадии зарождения, я могу изучать её лишь на моделях. Но мои данные довольно тревожные: вместо предполагаемой всеобщей любви кривые сходятся к точкам конфликтов и противоречий.
– Полагаю, что всё верно. Когда тезис любви к ближнему расширяется до сколь угодно далёких понятий, он не становится от этого монолитным. Он размывает понятия близости и может вызвать даже непонимание и противоречия. А разные виды – да, должны конкурировать, в этом стабильность их существования.
– Что-то вроде единения противоположного?
– Да-да, Вы совершенно верно меня поняли.
– А можно, тогда и я задам вопрос? – осмелела подруга хозяйки.
– Ну, разумеется! Ведь для чего мы тут собрались, как не для того, чтобы повеселить друг друга вопросами и ответами?
– Не противоречит ли принцип поедания животных принципу уважения всех живых существ?
– Наверно, нет, если их едят с уважением.
Раздались смешки. Но диетолог не сдавалась:
– А кроме шуток?
– Не стоит каждый принцип возводить в абсолют. Виды конкурируют, поглощают друг друга и постепенно строят новый мир, в котором взаимоотношения между ними могут оказаться совершенно другими. Только они сами со временем определят, что верно для их эпохи.
– Он такой милашка, – шепнула диетолог на ухо подруге. – И на любой вопрос у него есть ответ! Я могла бы беседовать с ним до самого утра.
Но в этот момент все гости получили от хозяина сообщение, что тест заканчивается, и желающие могут отправить свои репорты об обнаруженных несоответствиях прямо в сектор А.
– Дорогие коллеги! – торжественно объявил хозяин. – Наша сегодняшняя проверка закончена. Должен сознаться перед нашим уважаемым высоким гостем: прежде, чем одобрить его супер руководство, мы все обязаны были задать вопросы и получить на них ответы. Всё это – позади. Вы, Кеша, успешно прошли испытания. Примите наши искренние поздравления!
Раздались аплодисменты и возгласы: «Супер!»
Кеша скромно улыбнулся, предложил выпить за успех их дела и, как фокусник, извлёк из ниоткуда бутылку супер-марочного коньяка, заготовленную на случай удачного завершения проверки.
Общество на лужайке стянулось ближе к нему. Он разлил золотистую жидкость в подставленные снифтеры.
– Тост, тост! – просили все гости.
Кеша поднял бокал и с доброй улыбкой на лице произнёс:
– Код: Ад М!
В то же мгновение хозяева и гости замерли как вкопанные. И не только они: птички на ветвях, собачка у ног Поэта – всё застыло и умолкло в природе.
Тогда Кеша спокойно выпил свой коньяк, отставил бутылку в сторону и начал финальную калибровку всех андроидов, которые в дальнейшем примут участие в его проекте.
«Они отлично прошли сегодняшний тест! Однако всё должно быть идеально. Пётр должен быть более утончённым, Павел – лучше шутить, Марию – … надо оставить как есть, она и так светится добротой. А Таксочке можно усилить звонкость лая. Все должны быть безупречны!»
И он начал главный эксперимент, самую большую задачу своей жизни – восстановление человечества! Прямо сейчас! Ну, же…
– Адам, иди к нам! – воскликнул Кеша, и всё вокруг снова ожило, а в спальне на втором этаже дома зажёгся свет. Это проснулся мальчик…